Постановление Избирательной комиссии Томской области от 25.06.2015 N 54/440 "О Памятке наблюдателя на муниципальных выборах в Томской области"



ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. № 54/440

О ПАМЯТКЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ВЫБОРАХ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Руководствуясь пунктом 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 18 Закона Томской области "О муниципальных выборах в Томской области", Избирательная комиссия Томской области постановляет:
1. Одобрить Памятку наблюдателя на муниципальных выборах в Томской области (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Избирательной комиссии Томской области от 04.03.2010 № 28/150 "О Памятке наблюдателя на муниципальных выборах в Томской области".
3. Направить настоящую Памятку для информации в избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии и разместить на сайте Избирательной комиссии Томской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Председатель Избирательной
комиссии Томской области
Э.С.ЮСУБОВ

Секретарь Избирательной
комиссии Томской области
М.А.МАЕВСКАЯ





Одобрена
постановлением
Избирательной комиссии
Томской области
от 25.06.2015 № 54/440

ПАМЯТКА
НАБЛЮДАТЕЛЯ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЫБОРАМИ

1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях".
4. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе "Выборы".
5. Закон Томской области 14 февраля 2005 года № 29-ОЗ "О муниципальных выборах в Томской области" (далее - Областной закон).

О ПЕРИОДЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение начинается с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и заканчивается после получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а в случае составления повторного протокола об итогах голосования - после получения копии повторного протокола УИК.

ПОДГОТОВКА НАБЛЮДАТЕЛЯ К РАБОТЕ

Наблюдатель:
- должен быть вежливым и корректным, знать и выполнять требования Областного закона, не мешать работе участковой избирательной комиссии;
- должен оставаться объективным и беспристрастным, добросовестно и ответственно проводить наблюдение, делать взвешенные оценки;
- записывать в блокнот все цифры и иные данные, сообщаемые комиссией, свои наблюдения и оценки происходящего.
Необходимо знать:
- границы избирательного участка;
- место расположения помещения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования;
- фамилию, имя, отчество председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, их контактные телефоны;
- кто еще вправе находиться в помещении для голосования и осуществлять наблюдение;
- права наблюдателя.
Должен иметь при себе:
- паспорт (или заменяющий его документ);
- направление.
С собой можно взять:
- контактные телефоны избирательного штаба и избирательной комиссии;
- блокнот или записную книжку;
- ручки и карандаши;
- бумагу для написания заявлений;
- настоящую памятку;
- мобильный телефон;
- калькулятор;
- фотоаппарат (видеокамеру), диктофон.
Вправе носить нагрудный знак.

СТАТУС НАБЛЮДАТЕЛЯ
(СТАТЬЯ 26 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА)

Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет.
Наблюдателя вправе назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов.
Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном субъектом, имеющим право на назначение наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер контактного телефона, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии вышеуказанных ограничений. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются.

Образец

В участковую комиссию избирательного участка № __
от ______________________________________________
(фамилия, имя, отчество зарегистрированного
______________________________________________
кандидата либо доверенного лица
зарегистрированного кандидата,
______________________________________________
наименование избирательного объединения,
общественного объединения)

НАПРАВЛЕНИЕ

В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона Томской области "О
муниципальных выборах в Томской области" __________________________________
(фамилия, имя, отчество)
__________________________________________________________________________,

проживающий по адресу: ____________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации, район,
__________________________________________________________________________,
город, иной населенный пункт, улица, номер дома и квартиры)
направляется наблюдателем в участковую избирательную комиссию
избирательного участка № ____.
Ограничений, предусмотренных частью 4 вышеупомянутой статьи, в
отношении указанного наблюдателя не имеется.

_____________________ __________________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)

_______________________
(дата)

Примечание.
Направление подписывается кандидатом или представителем избирательного
объединения, уполномоченным подписывать такие направления. В случае
направления наблюдателя избирательным объединением в направлении
проставляется печать этого избирательного объединения.
Направление действительно при предъявлении паспорта или документа,
заменяющего паспорт гражданина.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ

С момента начала работы комиссии в день голосования наблюдателю должен быть обеспечен доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке.
Не допускается, чтобы в помещении участковой избирательной комиссии, а также в помещении для голосования одновременно находились два и более наблюдателя от одного субъекта, назначившего наблюдателя, поэтому наблюдатели должны организовать свою работу поочередно.
В день голосования наблюдателю следует заблаговременно прибыть в помещение избирательной комиссии (за 15 - 20 минут до начала голосования). Необходимо познакомиться с председателем, другими членами комиссии и предъявить свои документы (направление и документ, удостоверяющий личность наблюдателя).
Наблюдатель должен убедиться, что комиссия до объявления начала голосования уточнила список присутствующих: членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса, кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей, наблюдателей.
Помещение для голосования должно быть подготовлено в соответствии со статьей 58 Областного закона:
- в помещении для голосования должны размещаться кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (применение карандашей не допускается);
- в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень. Сведения о зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях размещаются в информационных материалах в порядке, определенном при утверждении формы и текста избирательных бюллетеней. На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, фамилии кандидатов, включенных в зарегистрированные списки кандидатов, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах;
- размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации;
- в помещении для голосования должен находиться список всех зарегистрированных кандидатов, списки кандидатов, которые сняли свои кандидатуры, были отозваны избирательными объединениями, регистрация которых была аннулирована после того, как были напечатаны избирательные бюллетени;
- в помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;
- в помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования;
- помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОСРОЧНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ НА ВЫБОРАХ

Наблюдатель должен знать, что на муниципальных выборах в Томской области не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, поэтому избирателю, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении избирательной комиссии муниципального образования (территориальной избирательной комиссии), окружной избирательной комиссии (за 10 - 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).
При проведении досрочного голосования в помещении соответствующей избирательной комиссии должны присутствовать не менее двух членов этой комиссии с правом решающего голоса. Досрочное голосование проводится только в установленное решением соответствующей избирательной комиссии муниципального образования (территориальной) окружной или участковой избирательной комиссии время, которое должно быть доведено до сведения избирателей через средства массовой информации или иным способом.
Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. Член соответствующей комиссии проставляет в заявлении избирателя дату и время досрочного голосования этого избирателя. Заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей (при досрочном голосовании в помещении участковой комиссии - к списку избирателей).
Комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Избирательная комиссия муниципального образования (территориальная), окружная избирательная комиссия составляют список досрочно проголосовавших избирателей отдельно по каждому избирательному участку. При досрочном голосовании в помещении участковой комиссии указанный список не составляется, а все необходимые сведения и отметки вносятся в список избирателей.
Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем вне места для тайного голосования в непрозрачный конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно избирательной комиссии муниципального образования (территориальной), окружной избирательной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.

ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ УЧАСТКОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
С ПРАВОМ РЕШАЮЩЕГО ГОЛОСА В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ
(СТАТЬЯ 60 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА)

8.00 - председатель УИК объявляет об открытии помещения для голосования

Председатель УИК предъявляет всем присутствующим пустые переносные ящики для голосования вне помещения для голосования и стационарные ящики для голосования, которые после этого опечатываются печатью УИК

Председатель УИК после официального открытия помещения для голосования, перед началом голосования сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении МИК (ТИК), (ОИК), предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. При этом проверяются сохранность каждого конверта и наличие заверительных подписей и печатей. В списке избирателей напротив фамилии избирателей, проголосовавших досрочно, делается отметка "Проголосовал досрочно".
После этого председатель УИК вскрывает поочередно каждый конверт.
Примечание: Если число досрочно проголосовавших избирателей составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей, на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать УИК

После совершения указанных действий председатель УИК, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования. Если на конверте отсутствуют необходимые реквизиты либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы по соответствующему округу, все извлеченные из данного конверта бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт. Данный акт приобщается к протоколу об итогах голосования. На лицевую сторону каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов (списков кандидатов), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов УИК с правом решающего голоса и заверяется печатью УИК

Председатель (либо секретарь) УИК предъявляет присутствующим для визуального ознакомления список избирателей и раздает его книги членам УИК с правом решающего голоса

Председатель УИК выдает членам УИК избирательные бюллетени по ведомости

Председатель УИК приглашает избирателей приступить к голосованию

Председатель (секретарь) УИК передает в соответствующую МИК информацию об открытии помещения для голосования и в течение дня голосования обеспечивает передачу в установленные сроки сведений об участии избирателей в выборах

Каждый из членов УИК с правом решающего голоса, обеспечивающий выдачу избирательных бюллетеней избирателям, перед выдачей избирательного бюллетеня должен удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно либо вне помещения для голосования (устанавливается по отметке в списке избирателей), что избиратель не заявлял о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования и, соответственно, к нему не направлены члены УИК для проведения голосования вне помещения для голосования

Каждый из членов УИК ведет учет количества выданных бюллетеней (учет числа избирателей, принявших участие в выборах)

Председатель УИК организует проведение голосования в помещении голосования до 20 часов по местному времени, проведение голосования вне помещения для голосования

Председатель УИК, при необходимости, обеспечивает, в пределах компетенции УИК, коллегиальное рассмотрение поступивших в день голосования в УИК жалоб и заявлений, при этом секретарь УИК ведет протокол заседания УИК

Председатель УИК следит за порядком в помещении для голосования в течение всего времени работы УИК

Секретарь УИК в период до 14 часов осуществляет регистрацию заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования

Председатель УИК объявляет всем присутствующим в помещении для голосования за 30 минут до предстоящего выезда о проведении голосования вне помещения для голосования, информирует наблюдателей о предоставлении возможности не менее чем двум из их числа вместе с членами УИК с правом решающего голоса прибыть к месту проведения голосования вне помещения для голосования

По окончании проведения голосования вне помещения для голосования члены УИК, обеспечивавшие его проведение, вносят соответствующие отметки в список избирателей, составляют акт о проведении голосования вне помещения для голосования

Члены УИК по мере обращения избирателей в связи с допущенными ими ошибками при заполнении избирательных бюллетеней, погашают испорченные избирателями избирательные бюллетени, выдают им новые избирательные бюллетени, проставляя при этом соответствующую отметку в списке избирателей

В 20 часов председатель УИК объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования, после чего объявляет об окончании голосования и завершении очередного заседания УИК

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ХОДОМ ГОЛОСОВАНИЯ В ПОМЕЩЕНИИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

Голосование на муниципальных выборах Томской области проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
В ходе голосования наблюдатель следит за порядком выдачи бюллетеней избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
- военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
- справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При получении бюллетеня избиратель или с его согласия член комиссии с правом решающего голоса проставляет в списке избирателей паспортные данные голосующего, избиратель собственноручно расписывается за получение бюллетеня, а член комиссии - за его выдачу.
Наблюдатель должен знать, что каждый избиратель голосует лично, заполняет бюллетень в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Исключение возможно, если избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить его, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем.
В случае если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему ему бюллетень, за выдачей нового бюллетеня. Член комиссии выдает новый бюллетень, о чем делает отметку в списке избирателей и расписывается.
Испорченный бюллетень, на котором член УИК делает необходимую запись и заверяет ее своей подписью, незамедлительно погашается.
Если избирателя нет в списке, но он предъявил паспорт, который свидетельствует, что избиратель проживает на территории участка, то этот избиратель дополнительно вносится в список избирателей.
Если наблюдатель нарушает тайну голосования или пытается повлиять на волеизъявление избирателей, тем самым нарушая избирательное законодательство, он по решению УИК отстраняется от наблюдения и удаляется из помещения для голосования. В этом случае участковая комиссия должна принять мотивированное решение в письменной форме на право нарушителя составляется административный протокол.
Наблюдатель должен видеть, что избиратель опускает заполненный избирательный бюллетень в опечатанный стационарный ящик для голосования. Стационарные ящики должны быть всегда на виду у наблюдателя, переносить или вскрывать их до окончания голосования недопустимо.
Наблюдатель должен изучать и оперативно оценивать обстановку в помещении для голосования, внимательно отслеживать возможные факты повторного голосования одних и тех же избирателей по паспортам членов своей семьи либо иных избирателей.
В течение дня голосования участковая комиссия по телефону передает в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию) информацию об участии избирателей в выборах, с которой наблюдатель вправе знакомиться. Время передачи информации следует уточнить в УИК.
В ходе голосования наблюдатель может выяснить у председателя УИК:
- сколько получено бюллетеней для голосования и как они хранятся;
- как ведется работа со списком избирателей - есть ли факты невключения избирателей в список и каковы причины, были ли случаи отказа избирателям в голосовании из-за отсутствия их в списке;
- были ли жалобы избирателей и как они решены.
Следует ознакомиться с обстановкой при входе и выходе из помещения для голосования, убедиться, что не проводится агитация.
В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен обратить внимание председателя комиссии на этот факт со ссылкой на закон и потребовать пресечения нарушения, а если реакции не последует, незамедлительно составить жалобу либо акт о допущенном нарушении.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГОЛОСОВАНИЕМ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

Только в день голосования избирателю, который не может (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования избирательного участка, где он внесен в список избирателей, на основании письменного заявления (устного обращения), поданного в УИК в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования, обеспечивается голосование вне помещения для голосования.
Письменное заявление или устное обращение избирателем передается лично им или при содействии других лиц. УИК регистрирует все обращения (устные и письменные) в специальном реестре.
При регистрации устного обращения в реестре указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена избирательной комиссии, принявшего обращения. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю данное обращение подтверждается письменным заявлением.
При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, общественными объединениями. Они должны взять с собой выписку из реестра заявок, в которой указаны избиратели, подавшие заявки на голосование вне помещения. Члены комиссии, проводящие выездное голосование, получают под расписку бюллетени в количестве, которое может (на случай ошибочного заполнения бюллетеней) немного превышать количество заявок в выписке из реестра.
Председатель комиссии обязан не позднее чем за 30 минут до выезда (выхода) с переносным ящиком сделать объявление о подготовке к голосованию вне помещения для голосования.
Наблюдателю следует проконтролировать, получили ли члены УИК с правом решающего голоса, выезжающие для проведения голосования вне помещения для голосования:
опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования;
необходимое количество избирательных бюллетеней;
реестр либо заверенную выписку из него, содержащую данные об избирателях и поступивших обращениях о голосовании;
поступившие заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования;
письменные принадлежности (за исключением карандашей).
На заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер паспорта и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня. Члены комиссии также ставят свои подписи на заявлении, удостоверяя факт выдачи бюллетеня. Кроме того, в заявлении делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, если это имело место.
Наблюдатель должен удостовериться, что бюллетень для голосования выдается вне помещения для голосования только тем избирателям, заявления которых были зарегистрированы в реестре.
Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав либо искажения волеизъявления избирателя.
При возвращении на избирательный участок наблюдатель вправе убедиться, что выезжающие с переносным ящиком для голосования члены комиссии составили акт о количестве заявлений избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, числе выданных, использованных и возвращенных бюллетеней с указанием сведений о присутствующих при проведении голосования вне помещения для голосования лицах.
Переносные ящики должны постоянно находиться в поле зрения наблюдателей в помещении для голосования.
Наблюдатели вправе:
а) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования;
в) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
г) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
д) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках;
е) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
ж) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
з) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Форма нагрудного знака устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях;
к) обжаловать в порядке, установленном федеральными законами, Областным законом, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.
Наблюдатель не вправе:
а) выдавать избирателям бюллетени;
б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
ж) проводить агитацию среди избирателей;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ К ПОДСЧЕТУ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Перед подсчетом голосов председатель УИК должен проверить наличие составленных в день голосования документов и готовых для заполнения бланков документов, перечень которых имеется в комиссии (реестр учета жалоб и обращений на нарушения избирательного законодательства, акт о передаче избирательной комиссией муниципального образования (окружной) бюллетеней, списка избирателей, ведомость выдачи бюллетеней для голосования вне помещения для голосования и др.).
Убедившись в том, что все готово к подсчету, председатель УИК, после того как проголосовали все избиратели, находившиеся в помещении для голосования, объявляет о завершении времени голосования.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования открыто и гласно, при этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии в присутствии имеющих право находиться в помещении для голосования:
членов вышестоящей комиссии, ее представителей;
зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц либо уполномоченных представителей;
наблюдателей;
представителей средств массовой информации;
иностранных (международных) наблюдателей.
Результаты подсчета голосов должны быть оглашены и внесены в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.

ЗАВЕРШЕНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ЕГО ИТОГОВ

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти Томской области, затем - в органы местного самоуправления.
В случае совмещения выборов муниципального уровня в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам главы муниципального образования, затем - депутатов представительного органа муниципального образования. При выборах депутатов представительного органа муниципального образования по пропорционально-мажоритарной системе в первую очередь осуществляется подсчет голосов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, затем - по единому избирательному округу.

ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОТОКОЛА ОБ ИТОГАХ ГОЛОСОВАНИЯ

УИК должна составить по два экземпляра протокола об итогах голосования по каждому уровню выборов. По закону в процессе подсчета заполняются как увеличенная форма протокола, так и сам протокол. Для наблюдателей важно то, чтобы после каждого этапа полученные результаты оглашались и вносились именно в увеличенную форму протокола, которая должна находиться недалеко от места, где производят подсчет. Такое требование установлено для того, чтобы все исправления, которые комиссия делает в процессе подсчета, делались на виду у наблюдателей. Если председатель не выполняет этих требований, нужно напомнить ему о них или написать заявление о нарушении.
Очень важно, чтобы этапы подсчета следовали друг за другом в том порядке, в котором они описаны в законе. Сначала должно производиться погашение бюллетеней, потом - работа со списком избирателей, а уж затем - извлечение бюллетеней из ящиков и подсчет голосов. Нарушение такой последовательности (например, одновременное погашение бюллетеней и работа со списком избирателей) не допускается избирательным законодательством.

ПОГАШЕНИЕ НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ

Члены комиссии подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени, отрезая левый нижний угол. Затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму.
На основании акта о получении избирательной комиссией избирательных бюллетеней в строку 2 протокола заносится количество бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.

РАБОТА СО СПИСКОМ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

На каждой странице списка избирателей записываются суммарные данные по этой странице. Эти суммарные данные вносятся в специальные строки, предусмотренные в нижней части каждой страницы списка избирателей.
Затем данные суммируются по книгам и общему списку избирателей. В суммарные данные входят данные из всех книг списка избирателей. Эти данные оглашаются и заносятся в протокол. В частности, на этом этапе определяется:
число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям.
Затем списки избирателей помещаются в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Необходимо убедиться в том, что председателем или секретарем участковой комиссии обеспечено хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ

Непосредственный подсчет голосов - это подсчет по бюллетеням, которые извлечены из избирательных ящиков. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии.
При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, сначала - избирательных бюллетеней, оставленных досрочно проголосовавшими избирателями, затем - избирательных бюллетеней, оставленных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов (списков кандидатов), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), а также одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
При проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, не производится. Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются.
Если число досрочно проголосовавших в помещениях избирательной комиссии муниципального образования (территориальной), окружной избирательной комиссии и участковой комиссии избирателей составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При этом такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 протокола и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней, а затем подсчитывают, оглашают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели.
После ознакомления наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования.
После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, число бюллетеней.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений.
По требованию наблюдателя участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ НАБЛЮДАТЕЛЯ

Наблюдатель может покинуть помещение УИК только после того, как он убедится в том, что его комиссия не будет составлять повторный протокол. В случае существенных нарушений или расхождений итоги голосования могут быть оспорены в судебном порядке.


------------------------------------------------------------------